Уже при рождении ребенок в самой глубине своего существа знает, что смысл его воплощения заключен в том, чтобы проработать все многочисленные уроки, которые преподнесет ему жизнь. Кроме того, его душа
с совершенно определенной целью уже выбрала конкретную семью и
окружение, в котором он рождается. У всех нас, приходящих на эту
планету, миссия одна: пережить опыты, и пережить так, чтобы принять их и
через них полюбить себя.
Поскольку иногда опыт
переживается в неприятии, т.е. в осуждении, чувстве вины, страхе,
сожалении и других формах отрицания, то человек постоянно притягивает к
себе обстоятельства и личности, которые снова и снова приводят его к
необходимости переживать этот же опыт. А некоторые не только переживают
один и тот же опыт по многу раз в течение жизни, но и должны повторно, а иногда и несколько раз воплощаться вновь, чтобы достичь полного его приятия.
Приятие опыта не означает, что мы отдаем ему предпочтение илисогласныс
ним. Речь идет скорее о том, чтобы дать себе право экспериментировать и
учиться через то, что мы переживаем. Мы должны, прежде всего, научиться
распознавать, что для нас благоприятно, а что нет. Единственный путь к
этому состоянию – осознавать последствия опыта. Все, что мы решаем
делать илине делать,
все, что мы делаем или не делаем, что говорим или не говорим, и даже
все, что мы думаем или чувствуем, влечет за собой определенные
последствия.
Человек хочет жить все более осознанно и разумно.
Убедившись, что некий опыт влечет за собой пагубные последствия, он,
вместо того чтобы разозлиться на себя или еще на кого-то, должен
научиться простоприниматьсобственный
выбор (даже несознательный) – принимать ради того, чтобы убедиться в
неразумности такого опыта. Впоследствии это вспомнится. В этом и состоит
приятие пережитого опыта. Напомню тебе, что в противном случае, даже
если ты решительно скажешь себе: "Я не хочу больше этого переживать", –
все снова повторится. Ты должен дать себе право на многократное
повторение одной и той же ошибки или неприятного опыта, прежде чем у
тебя накопится достаточно смелости и решимости, чтобы изменить себя. Почему мы не понимаем спервого раза. Да потому, что у нас естьэго, защищенное нашимиверованиями.
У каждого из нас есть множество верований, которые мешают нам быть
самими собой. Чем больше неприятностей они нам приносят, тем сильнее мы
стараемся их спрятать, затушевать. Мы даже умудряемся верить, что у нас
больше нет верований. Чтобы разобраться с ними, мы должны воплощаться по
нескольку раз. И только когда наши тела – ментальное, эмоциональное и
физическое – станут слушать внутреннего БОГА, наша душа испытает полное счастье.
Все, что пережито в неприятии, накапливается в душе. И душа, будучи бессмертной, постоянно возвращается на Землю – в различных человеческих формах и с накопленным в ее памяти багажом.
Прежде чем родиться, мы принимаем решение о том, какую задачу должны будем решить в предстоящем воплощении. Это решение, как и все, что было накоплено раньше в памяти души,
не записано в нашей сознательной памяти (памяти интеллекта). Лишь на
протяжении всей жизни мы постепенно осознаем наш жизненный (план и то, с
чем нам надлежит разобраться.
Когда я упоминаю или говорю о чем-то "неулаженном", я всегда имею в виду некий опыт, пережитый в неприятии себя. Возьмем для примера молодую девушку, которая была отвергнута отцом, ожидавшим сына. В этом случае принять опыт
означает дать своему отцу право желать сына и отвергнуть собственную
дочь. Принять же себя для этой девушки означает дать себе право злиться
на отца и простить себя за то, что злилась на него. Не должно остаться никакого осуждения отца или себя самой – только сочувствие и понимание той субличности, которая страдает в каждом из них.
Она узнает, что этот опыт полностью завершен и улажен, когда, в свою очередь отвергнув кого-то, не станет себя обвинять, а испытает к себе великое сочувствие и понимание. У нее есть еще один шанс убедиться, что такого рода ситуация поистине улажена и пережита в приятии:
личность, которую она отвергла, не станет на нее за это злиться, а
будет также испытывать сочувствие, зная, что каждому человеку в
определенные моменты жизни приходится отвергать другого.
Не давай себя дурачить твоемуэго,
которое нередко пускает в ход все средства, лишь бы убедить нас, что мы
уладили ту или иную ситуацию. Как часто мы говорим себе:"Да, я понимаю, что другой поступил бы так же, как и я", – лишь бы избавиться от необходимости осознать себя и простить себя!
Таким приемом наше эго пытается украдкой убрать с глаз долой неприятную
ситуацию. Случается, что мы принимаем ситуацию или личность, но при
этом не прощаем себя, не даем себе права на нее злиться – в прошлом или
настоящем. Это называется"принимать только опыт".
Повторяю, есть существенная разница между приятием опыта и приятием
себя. Последнее осуществить труднее: наше эго не желает признавать, что
все нашисамые трудные опыты мы переживаем только затем, чтобы
удостовериться: мы сами ведем себя с другими точно таким же образом.
Знаешь ли ты,что когда ты кого-то в чём-то обвиняешь, этот же человек обвиняет тебя в том же?
Вот почему так важно научиться понимать и приниматьсебя настолько
полно, насколько это вообще возможно. Только так мы можем постепенно
обеспечить себе переживание ситуаций без излишних страданий. Лишь от
тебя зависит решение – взять себя в руки и стать хозяином своей жизни или позволить контролировать ее своему эго.
Чтобы взглянуть прямо в лицо этой дилемме, потребуется все твое
мужество, так как в этом случае ты неминуемо разбередишь старые раны. А
это очень больно, особенно если ты носишь их уже несколько жизней. Чем сильнее страдаешь ты в определенной ситуации или с определенным человеком, тем древнее твоя проблема.
В
поисках выхода ты можешь рассчитывать на своего внутреннего БОГА –
всезнающего, вездесущего и всемогущего. Его могущество всегда пребывает в
тебе и постоянно работает. Оно действует таким образом, чтобы
направлять тебя к людям и ситуациям, которые необходимы для твоего роста и эволюции в соответствии с планом жизни, составленным еще до твоего рождения.
Еще до рождения твой внутренний БОГ увлекает твою душу к тому окружению и к той семье, которые понадобятся тебе в будущей жизни. Этомагнетическое
притяжение, как и его цели, предопределены, с одной стороны, тем, что в
предыдущих жизнях ты не научился жить в любви и приятии, а с другой –
тем, что у твоих будущих родителей существует своя собственная проблема,
которую им надлежит разрешить через ребенка, то есть через тебя. Этим
объясняется тот факт, что обычно и родителям, и детям приходится иметь
дело с одними и теми же травмами.
Родившись, ты уже не сознаешь всего своего прошлого, поскольку сосредоточен на потребностях своей души; а душа твоя хочет, чтобы ты принял себя вместе со всем твоим благоприобретенным опытом, ошибками, сильными и слабыми сторонами, желаниями, субличностями и т.д.
Эту потребность испытываем мы все. Однако вскоре после рождения мы
начинаем замечать, что наше стремление быть самими собой вызывает
недовольство у взрослых и окружающих. И мы делаем вывод, что быть
естественным нехорошо, неправильно. Это открытие не из приятных, и
нередко оно вызывает вспышки гнева у ребенка. Подобные вспышки
становятся настолько частыми, что к ним все относятся как к чему-то
нормальному. Их называют "детским кризисом" или "подростковым кризисом".
Быть может, они и стали нормой для человеческих существ, но назвать их
естественным нельзя никак. Если ребенку позволено быть самим собой, он
будет вести себя естественно, уравновешенно и никогда не станет
устраивать "кризисов". К сожалению, таких
детей почти не бывает. Вместо этого, по моим наблюдениям, большинство
детей переживают четыре следующих этапа:
1-й этап – познание радости существования, бытия самим собой; 2-й этап – страдание от того, что быть самим собойнельзя; 3-й этап – период кризиса, бунт; 4-й
этап – чтобы избежать страданий, ребенок уступает и в конце концов
строит изсебя новую личность, соответствующую тому, чего хотят от него взрослые.
Некоторые люди увязают в третьем этапе и всю свою жизнь постоянно находятся в состоянии противодействия, гнева, или кризиса.
На протяжении третьего и четвертого этапов мы и создаем в себе новые личности,маски–
несколько масок, которые служат нам для защиты от боли, испытанной на
втором этапе. Этих масок всего пять, и соответствуют они пяти основным душевным травмам, которые приходится переживать человеческому существу. Многолетние наблюдения позволили мне констатировать, что все человеческие страдания можно свести к этим пяти травмам. Вот они в хронологическом порядке, то есть в порядке их появления в жизни человека:
ОТВЕРГЛИ ПОКИНУЛИ УНИЗИЛИ ПРЕДАЛИ Были НЕСПРАВЕДЛИВЫ
Расположив эти слова в другом порядке, можно прочитать по их первым
буквам слово "предательство"*; акростих подчеркивает тот факт, что,
переживая или причиняя кому-то любую из этих травм, мы участвуем в акте предательства человеческого существа.
Предано, утрачено доверие к внутреннему БОГУ, к потребностям нашей
сущности, и мы предоставляем нашему эго вместе с его верованиями и
страхами управлять нашей жизнью.
Создание масок – это следствие нашего стремления скрыть от самих себя или от других людей нашу неулаженнуюпроблему. Скрытничание есть не что иное, как форма предательства.
* Это удается сделать только на языке оригинала, французском. –Прим. перев.
Что же это за маски? Вот их список вместе с теми травмами, которые они пытаются прикрыть. Возможно, ты почувствуешь сопротивление и желание возразить, когда будешь читать, что лица, страдающие определенной травмой,
находятся в конфликте с одним из родителей. Прежде чем прийти к этим
выводам, я проверила не одну тысячу людей и убедилась, что дело обстоит
именно так.Я повторяю здесь то, что говорю на каждом своем уроке или семинаре:больше неулаженных проблем остается с тем из родителей, с кем у ребенка или подростка было, казалось бы, больше взаимопонимания.
Что ж, это вполне нормально – человеку трудно поверить в свою злость на
родителя, которого больше любил. Первой реакцией на такое утверждение
обычно бывает отрицание, затем следует гнев, и только после этого
человек бывает способен посмотреть в лицо реальности.Это начало
выздоровления.
ТРАВМЫ
МАСКИ
ОТВЕРГHУТЫЙ
БЕГЛЕЦ
ПОКИНУТЫЙ
ЗАВИСИМЫЙ
УНИЖЕННЫЙ
МАЗОХИСТ
ПРЕДАТЕЛЬСТВО
КОНТРОЛИРУЮЩИЙ
НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ
РИГИДНЫЙ
Важность маски определяется глубиной травмы. Маска представляет
соответствующий ей тип личности, поскольку в человеке развиваются
многочисленные верования, которые определяют и его внутреннее состояние,
и его поведение – как нормальные для принятой маски. Чем глубже твоя
рана, тем чаще ты страдаешь от нее и тем чаще вынужден носить свою маску.
Мы носим маску только тогда, когда хотим Защитить себя.
Например, если человек чувствует несправедливость, проявленную им при
каких-то обстоятельствах, или судит себя за то, что был несправедлив,
или боится, что его осудят за несправедливость, – он надевает маскуригидного, то есть начинает вести себя как жесткий, ригидный человек.
Чтобы лучше представить, как связаны между собой травма и соответствующая ей маска, предлагаю тебе аналогию: внутреннюю травму можно
сравнить с физической раной, к которой ты давно притерпелся, не
обращаешь на нее внимания и не заботишься о ней. А чтобы не видеть рану,
ты просто замотал ее бинтом. Вот этот бинт и есть эквивалент маски.
Ты решил, что так будет лучше всего, вроде бы ты и не ранен. И ты
серьезно считаешь, что это решение проблемы? Конечно нет. Все мы хорошо
знаем это, но только не нашеэго. Оно не знает. Это его способ дурачить нас.
Вернемся к ране на руке. Предположим, что ты испытываешь сильную боль
каждый раз, когда кто-то прикасается к повязке. Если кто-то в порыве
любви хватает тебя за больную руку, вообрази его удивление, когда ты
завопишь:"А-а-ай! Ты мне делаешь больно!"Разве
он хотел причинить тебе боль? Нет. И если тебе больно каждый раз, когда
кто-нибудь прикасается к твоей руке, то это потому, что ты сам решил не
заниматься раной. Другие люди не виновны в твоей боли!
Так же обстоит дело со всеми твоими травмами. Несть
числа случаям, когда мы уверены, что нас отвергли, покинули, предали,
унизили, обращались с нами несправедливо. На самом же деле, каждый раз,
когда мы чувствуем боль, это всего лишь нашеэгоубеждает нас, что винить в этом нужно кого-то другого.
Хорошо бы найти виновного. Иногда нам кажется, что мы сами и есть этот
виновный, но в действительности это не более справедливо, чем обвинять
кого-то другого. Знаешь, ведь в жизни нет виновных; есть только страдающие. Теперь я уже знаю, что чем больше обвиняешь (себя или кого-то), тем упорнее повторяется все тот же опыт. Обвинение
приносит один-единственный результат: оно делает людей несчастными. Но
если мы попытаемся смотреть на страдающую часть человека с сочувствием,
то ситуации, события и люди начнут меняться.
Маски, создаваемые с целью самозащиты,
проявляются в телосложении и внешности человека. Меня часто спрашивают,
можно ли обнаружить душевные травмы у маленьких детей. Лично я с
большим интересом наблюдаю за своими семью внуками (в момент, когда я
пишу эти строки, им от роду от семи месяцев до девяти лет), и у
большинства из них я уже обнаруживаю душевные травмы, запечатленные в их физической внешности.
Чем отчетливее видна внутренняя травма в этом возрасте, тем она
серьезнее. С другой стороны, в телосложении двух моих взрослых детей я
замечаю иные травмы – не те, что я наблюдала у них в детстве и отрочестве.
Наше тело настолько осознанно, что оно всегда находит способ сообщить,чтоу нас не в порядке,не улажено. В действительности это наш внутреннийБОГиспользует тело для сообщений.
Тебе может показаться неприятным описание поведения и других особенностей человека, связанных с различными травмами. В результате, узнавая какую-то из своих травм, ты, возможно, станешь отрицать описание соответствующей маски, которую ты создал себе для защиты от страданий. Это вполне нормальное, человеческое сопротивление. Дай себе время.
Это же относится и к каждому из окружающих. Не приносит ли тебе
облегчения мысль о том, что, когда чье-то поведение тебе не нравится или
раздражает тебя, – это знак, что тот человек надел свою маску, пытаясь избежатьстрадания? Не забывай об этом, и ты станешь более толерантным и тебе легче будет смотреть на других с любовью.
Возьмем в качестве примера подростка, который ведет себя как "крутой".
Когда ты обнаруживаешь, что он ведет себя так потому, что пытается скрыть свою ранимость и свой страх, твое отношение к нему меняется, ты уже знаешь, что никакой он не крутой и не опасный. Ты сохраняешь спокойствие и даже способен видеть его хорошие качества, а не только ошибки и грубость.
И все же пройдет не один год, прежде чем результаты можно будет констатировать на уровне физического тела: тело всегда изменяется медленнее в силу природы осязаемой материи, из которой оно построено. Более тонкие наши тела (эмоциональное и ментальное)
преображаются за более короткий период времени после того, как в
глубине нашего существа принято – с любовью – определенное решение.
Например, нам очень легко пожелать (эмоционально) и представить себе
(ментально), как мы путешествуем за границей. Решение совершить такую
поездку может быть принято за несколько минут. Конкретизация же этого
проекта в физическом мире (составить план, договориться, собрать деньги и
т.д.) потребует большего времени.
Есть хороший способ проверить твои физические перемены: фотографируйся
каждый год. Делай снимки всех частей тела крупным планом, чтобы хорошо
были видны подробности. Да, кто-то изменяется быстрее, кто-то медленнее,
точно так же как одни люди быстрее собираются в путешествие, чем
другие. Главное – не прекращать работу внутреннего преображения, ибо именно это наполняет жизнь счастьем.